После кризиса шоколад стал лучше
Российский шоколадный рынок, несмотря на довольно жесткие условия ведения этого бизнеса, обладает немалым потенциалом для своего естественного развития, связанного с ростом национального благосостояния и повышением уровня доходов населения (хотя в наши дни потребление шоколада россиянами меньше его потребления на душу населения экономически более развитых стран в 4 раза).
Пережившие экономический кризис игроки шоколадного рынка смогли критически оценить и оптимизировать стратегии своего развития. Потребительский спрос до сих пор смещен в сторону «бюджетного» сегмента, что было сформировано под воздействием кризиса. Зато хорошие возможности для роста были предоставлены сегменту продукции под марками федеральных ритейлеров.
Вместе с тем, некоторые ведущие игроки шоколадного рынка и сегодня сокращают свои позиции в пользу других, более успешных производителей с более удачными адаптивными стратегиями.
На фоне жесткой конкуренции и насыщения потребительского рынка потребители постоянно стремятся к усовершенствованию своего ассортиментного портфеля, увеличивая затраты на разработку и внедрение новых технологий, а также свежих решений относительно видов упаковки.